30 июл. 2024
К 2025 году общие объемы перевозок угля по Восточному полигону могут вырасти до 121,7 млн тонн, к 2030 году - до 178,7 млн тонн, а к 2035 году - до 267,2 млн тонн в условиях переориентации экспортных поставок на Восток и сохранения объемов перевозок на внутренний рынок. В стратегии развития минерально-сырьевой базы РФ до 2050 года приводится такая оценка.
По итогам 2023 года угольные компании нарастили перевозки по Восточному полигону на 6%, до 108 млн тонн, как сообщало ранее Минэнерго России.
Вопрос развития Восточного полигона, а также Севморпути остро стоит в связи с переориентацией направлений экспортных поставок на Восток и прогнозируемым ростом добычи минерального сырья, отмечается в стратегии.
Общие объемы перевозок угля по Восточному полигону российских железных дорог к 2025 году составят 121,7 млн тонн, к 2030 году - 178,7 млн тонн, а к 2035 году - 267,2 млн тонн, при сохранении объемов перевозок на внутренний рынок, уменьшении экспорта в западном направлении и сохранении тенденции наращивания поставок угля по другим направлениям. К 2035 году, таким образом, перевозки могут вырасти по сравнению с 2023 годом в 2,5 раза.
Экспорт потенциально можно нарастить в страны Африки, Латинской Америки и страны Азиатско-Тихоокеанского региона, подчеркнули в документе. Необходимо для этого строительство крупнотоннажного балкерного флота, а также увеличение пропускной способности транспортной инфраструктуры в Восточном направлении и увеличение перевалочных портовых мощностей как на востоке страны, так и в западной ее части.
Помимо этого, согласно экспертной оценке, производство товарных руд и концентратов металлов горнорудными предприятиями, действующими, строящимися и проектируемыми в настоящее время, в пределах зоны охвата инфраструктуры Восточного полигона в 2025 году вырастет примерно в два раза - до 24 млн тонн, а в 2030 году составит 34,3 млн тонн. Пропускная способность Восточного полигона железных дорог в результате должна обеспечивать суммарные объемы перевозок угля, а также руд и концентратов металлов. Как следует из опубликованной стратегии, их общий объем в 2025 году составит не менее 146 млн тонн, в 2030 году - 213 млн тонн, а в 2035 году - 315 млн тонн.
Транссиб и Байкало-Амурскую магистраль (БАМ) объединяет Восточный полигон железных дорог. В настоящее время идет модернизация Восточного полигона в связи с тем, что эти магистрали работают на пределе пропускной способности.
РЖД объявили о завершении первого этапа развития Восточного полигона в 2022 году, в рамках которого общая провозная способность Транссиба и БАМа возросла до 144 млн тонн. До конца 2024 года рассчитан второй этап программы, общая пропускная способность Восточного полигона возрастет до 180 млн тонн в год. Правительство РФ одобрило третий этап развития Восточного полигона РЖД в 2023 году. Строительство второго Северомуйского тоннеля, моста через Амур в районе Комсомольска-на-Амуре и других объектов предполагается завершить к 2032 году. Позволят достичь эти меры к 2030 году провозной способности на Восточном полигоне до 210 млн тонн, 270 млн тонн - к концу 2032 года.